Осторожно: ПАВ! ПАВ (психоактивные вещества) - вещества, влияющие на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния, в т.ч. никотин, алкоголь, наркотики. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Содержание
Подростковый возраст: задачи и риски развития и воспитания Памятка 1. «Какая нормативно-правовая база определяет профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения среди школьников» Памятка 2. «Как узнать о приобщении к наркотикам, алкоголю и табаку по в нешнему виду и поведению ребенка» Памятка 3. «Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к наркотикам, алкоголю, табакокурению»
Введение Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем. На одно из первых мест выходит проблема употребления школьниками наркотиков, алкоголя, табака. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в России таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе. В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) представителями всех возрастов, специалисты образовательных, социальных, психологических и медицинских ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы, в рамках которой первичная личностно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни у детей и подростков. Антинаркотическая профилактика в среде молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем опасны наркомания, алкоголизм и табакокурение. Семья и школа стоят у истоков нравственного здоровья ребенка, формирования его личности. Эффективность работы по развитию, воспитанию детей и подростков и недопущению приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению во многом зависит от того, насколько родители и педагоги ориентируются в этой проблеме. Организация профилактической работы со школьниками по недопущению приобщения их к наркотикам, алкоголю, табакокурению является одной из важных задач образовательного учреждения. Необходимо создание системы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения. Подростковый возраст: задачи и риски развития и воспитания Подростковый возраст не случайно называют «трудным» – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими и психическими изменениями, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения. Подростковый возраст – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, в подворотне и в других изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику:
Подростки, не определившие свое отношение к наркотикам, могут являться потенциальными жертвами приобщения к их употреблению. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков испытывая на себе сильное давление группы. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния такому давлению. Высокая опасность ранней наркотизации, алкоголизации, табакокурения обусловлена следующим:
Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно. Данная работа выстраивается по следующим направлениям: образовательный блок, воспитательный блок, психологический блок, правовой блок. В процессе проведения этой работы педагогами могут быть использованы памятки, представленные ниже. Памятка 1. «Какая нормативная правовая база определяет профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения среди школьников» Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ; Закон Тульской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Тульской области от 27.12.2007 года № 936-ЗТО; Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р; Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением РФ от 23.09.2010 № 1563-р; Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690); Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена министерством образования и науки Российской Федерации 05.09.2011). Сотрудниками органов внутренних дел при выявлении правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, употреблением несовершеннолетними пива и спиртных напитков, токсических веществ, вовлечением их в указанные антиобщественные действия, розничной продажей подросткам алкогольных напитков и табачных изделий применяются нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Административная ответственность Административная ответственность наступает с 16 лет и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Так, статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и спиртных напитков либо потребление токсических веществ, и появление в общественных местах в состоянии опьянения. Следует отметить, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ за правонарушение, совершенное несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, составляется на родителей или иных законных представителей, которые в свою очередь и привлекаются к ответственности. За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ. Кроме того, незаконной является пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ). Например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.; пропаганда наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет. Правонарушения в отношении несовершеннолетних Зачастую в употребление наркотических средств и токсических веществ, пива и спиртных напитков несовершеннолетних вовлекают взрослые лица, в том числе родители. Недобросовестные продавцы реализуют подросткам алкогольные напитки и табачную продукцию. За указанные правонарушения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по статьям 6.10, 14.2, 14.16 КоАП РФ. Уголовная ответственность Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за тяжкие, особо тяжкие преступления - с 14 лет) и предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ). Так, статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение (производство), хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ. С 14 лет наступает уголовная ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ). Преследуется уголовным законодательством склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ). Взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков, антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ и др.) несут уголовную ответственность в соответствии со статьями 150, 151 УК РФ. Торговые работники, которые неоднократно реализовывали несовершеннолетним алкогольную продукцию, подлежат ответственности по ст. 151.1 УК РФ. Памятка 2. «Как узнать о приобщении к наркотикам, алкоголю и табакокурению по внешнему виду и поведению ребенка»
Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Важно насторожиться, если в поведении ребенка без видимых причин проявляются:
Самыми очевидными признаками того, что ребенок курит, употребляет алкоголь или другие наркотические вещества являются следующие факты. Сигареты.
Алкоголь.
Марихуана.
Героин.
Ингалянты.
Клубные наркотики.
Стимуляторы.
Анаболические стероиды.
Памятка 3. «Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к наркотикам, алкоголю, табакокурению»
Приобщение к наркотикам, алкоголю, табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?
Памятка 4. «Как действовать школе и педагогу при осуществлении профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения»
ü своевременно информировать родителей о фактах употребления табака, алкоголя и наркотиков их детьми; о телефоне доверия, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям; ü регулярно информировать родителей об участии их детей в выполнении программы по профилактике потребления табака, алкоголя и наркотиков; ü совместно с родительским комитетом и участием психиатров-наркологов, педагогов-психологов разработать специальные программы для родителей по антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию детей; ü приглашать родителей на занятия по основам безопасности жизнедеятельности и для участия в школьных мероприятиях; üобеспечивать родителей информацией о телефоне доверия по проблеме приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению; о телефонах кабинетов наркологической экспертизы; телефонах местных медицинских учреждениях, оказывающих диагностическую и лечебную помощь детям с алкогольной и наркотической зависимостью.
ü предложите подростку помощь в решении его проблем; учтите, что ребенок не примет вашу помощь, если между вами не установится атмосфера доверия. ü не разглашайте информацию в отношении подростка, которому установлен официальный диагноз. ü работайте в сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с государственными наркологическими учреждениями, узнайте у них телефоны, места расположения, часы работы.
ü пригласите школьного медицинского работника (врача), так как может оказаться, что интоксикация угрожает здоровью ученика, и потребовать оказать ему неотложную медицинскую помощь. Состояние интоксикации устанавливается наркологической экспертизой, на которую может быть направлен сотрудниками милиции. ü поставьте в известность администрацию школы; ü если факт интоксикации достоверно установлен, немедленно поставьте в известность о случившемся родителей (законных представителей) подростка; родителям следует сообщить только факты, опирающиеся на официальное заключение, сделанное специалистами; необходимо быть готовым предложить родителям провести беседу с участием психиатра-нарколога, инспектора КДН и ЗП, ОВД;
Для этого рекомендуем: ü обеспечивать стабильное функционирование системы дополнительного образования детей в школе и вне её; ü развивать профессиональное партнёрство школы с общественными институтами социальной направленности; ü использовать активные формы участия детей и подростков в социально ориентированной деятельности: общественных практиках, волонтёрском движении, органах детского самоуправления. Заключение Вопрос развития и воспитания ребенка и недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению – является достаточно непростым в психологическом, правовом и организационном отношении. Его необходимо решать в разных организациях не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства, но и помнить о юридической стороне вопроса. При проведении профилактической работы следует использовать положения административного, уголовного и иного законодательства Российской Федерации, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества. Лучшая методика недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению - профилактика. Для ее реализации важно привлечь педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов. Нам бы хотелось обратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Для более успешной работы по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению необходимо взаимодействие с родителями. Таким образом, работа по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к алкоголю, наркотикам. табакокурению требует от педагога и родителей ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения. Рекомендуемая литература
1. Баранов, А. А. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, И.В. Звездина // Серия: Социальная педиатрия. - М.: Литтерра, 2007 г. 216 с. 2. Бойко Ю.П. Психическое здоровье детей и подростков в условиях модернизирующегося общества [Текст]// Народонаселение. - 2008. - № 4. - С.33 - 40. 3. Готчина Л.В. Профилактика молодежного наркотизма: теория, опыт, перспективы[Текст]. - М.: Граница, 2009. 4. Дальсаев М.А. Наркомания и общество[Текст]. - Назрань: Пилигрим, 2009. 5. Ермаков, Ю.М. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия [Текст] / Ю.М. Ермаков, С.А. Исаков, А.В. Симоненко, В.П. Новиков - М.: Юнити-Дана, 2008 г. 320 с. 6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Наркотизация как социальная и психологическая проблема[Текст] // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С.123 - 133. 7. Кошкина Е.А. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма [Текст] / Е.А. Кошкина, Ш.И. Спектор, В.Г Сенцов, С.И. Богданов - М.: ПЕРСЭ, 2008 г. 288 с. 8. Кругляк Л.Г Главное о наркотиках. Что должна знать семья о наркотиках [Текст] / Л.Г. Кругляк - М.: Миклош, 2010 г. 248с. 9. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание [Текст] / Д.В. Колесов // Серия: Библиотека педагога-практика. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2009 г. 224 с. 10. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача.[Текст] – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. 11. Клоков В.А. Сохраним молодое поколение - будущее России [Текст]// Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С.23 - 28. 12. Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков [Текст]// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009. - Т.2. - № 3 - 4. - С.45 - 53. 13. Лисова Е.В. Подростковая наркомания как форма девиантного поведения [Текст]. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010. 14. Наркомания несовершеннолетних[Текст] / Сост. М.В. Шайхелисламова, Н.Б. Дикопольская. - Казань: ТГГПУ, 2010. 15. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. [Текст] / Серия: Воспитательная работа. - М.: Глобус, 2009 г. 256 с. 16. Стивен Артерберн, Джим Бернс. Как разговаривать с детьми о наркотиках. [Текст] / Серия: Воспитание мудростью. СПб.: Шандал, 2009 г. 272 с 17. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. [Текст] - М.: Академия, 2009. 18. Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы профилактики наркомании среди несовершеннолетних в России. [Текст] - Псков: Псковский юридический ин-т ФСИН России, 2010. 19. Староверов А.Т. Наркомании: клиника, диагностика, лечение.[Текст] - Саратов: Изд-во Саратовского мед. ун-та, 2010. 20. Тимошилов В.И. Наркопредрасположенность и ее профилактика.[Текст] - Курск: Гиром, 2010. 21. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.[Текст] - М.: ВАКО, 2007. - 256 с. 22. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.[Текст] - М.: ВАКО, 2007. - 256 с. 23. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании [Текст]// Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. – 430 с. 24. Цветков А.В., Чернобаева Н.Я., Кущ Е.А. Героиновая наркомания. Нарушения самосознания и познавательных процессов.[Текст] - М.: МПСИ, 2008 г. 96 с. 25. Шихабидов Ш.А. Наркотики - дорога в ад. [Текст]- Махачкала: Эпоха, 2010. Интернет-ресурсы: 26. http://www.narcozona.ru/. Портал о наркомании и лечении наркомании. Лечение алкоголизма. 27. http://www.alcoholism.ru/. Школа трезвости А.В. Мельникова. Лечение, профилактика, реабилитация. 28. http://www.narcologia.ru/. ООО «Томакс компании» - Клиника «Преображение»– Наркология, психиатрия, психотерапия, неврология. Душепопечительский православный центр. 29. http://www.nan.ru/. Фонд НАН (Нет Алкоголизму и Наркомании). 30. http://alkovred.ru/ Народная медицина. Как бросить вредные привычки. 31.http://www.nodrugs.ru/. Антинаркотический Интернет-проект. 32. http://www.narcohelp.ru/. Наркологический центр «Возрождение» под руководством доктора Вяльбы Ю.А. Инф. сайт о зависимости «Научиться жить без наркотика». |